Меню




Скульптор Тарасенко А.В.

 

ТАРАСЕНКО, Александр Васильевич (род. 22.III.1947) — скульптор, член Союза художников (1983), заслуженный художник РФ, профессор Российской Академии Художеств, уроженец села Гуево Суджанского района Курской области. Выпускник Московского художественного института имени Сурикова. Его дипломной работой стал проект памятника М. С. Щепкину для Московского Театрального училища на Пушечной улице (реализован в 1980). Преподаватель МГАХИ им. Сурикова (с 1989). Работал над скульптурным убранством воссозданного Храма Христа Спасителя в Москве: «Константин и Елена», «Московские митрополиты Филипп и Иона», «Помазание на царствие Соломона».Автор скульптурной композиции «Эдуард Стрельцов», установленной на стадионе «Локомотив» (1999).

 

В собрании музея Щепкина

 

В канун 250-летия Малого театра Дом-музей Михаила Семеновича Щепкина в Москве пополнился новыми скульптурными произведениями, посвященными замечательному русскому актеру, с 1824 года игравшему на прославленной сцене «Дома Островского». Автор новых скульптурных образов - заслуженный художник России, доцент кафедры скульптуры МГАХИ имени В.Сурикова Александр Васильевич Тарасенко. Знакомимся с его работами - «Портрет М.С.Щепкина», «Щепкин и Гоголь», «Портрет А.А.Щепкиной, праправнучки Михаила Щепкина, актрисы Малого театра», медаль «М.С.Щепкин».

 

В коротком интервью А.В.Тарасенко рассказал о работе над заветной темой: - На юге Курской области, в провинциальном городке Суджа, стоит памятник-бюст великому актеру М.С.Щепкину. Его торжественное открытие состоялось в 1895 году в присутствии актерской элиты императорского Малого театра. А через 52 года в12 километрахот того памятного места родился я, что, возможно, послужило одной из причин в будущем обратиться в своем творчестве к образу М.Щепкина. Впервые это произошло на третьем курсе Суриковского института, когда мной был выполнен по программе обучения проект памятника актеру.

 

Работа шла туго и медленно в результате отсутствия опыта, слабых представлений о скульптуре, о композиции. Тем не менее первый шаг был сделан. Защита диплома на тему «Памятник Щепкину» для Театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре г. Москвы состоялась летом 1977 года и прошла успешно. Руководителем мастерской был Л.Е.Кербель. Незадолго до защиты я и Н.Н.Клиндухов - декан кафедры скульптуры - посетили Театральное училище имени Щепкина. Ректор училища М.М.Новохижин неожиданно горячо откликнулся на нашу идею сооружения памятника во дворе училища.

 

4 октября 1980 года памятник Щепкину был торжественно открыт при большом стечении публики, в присутствии театральной элиты Академического Малого театра. Я был горд - похожее событие происходило когда-то у меня на родине...

 

Как скульптору, мне было очень интересно попытаться вылепить, художественно воссоздать, этот мощный характер, справиться с его уникальными физическими данными. Как художнику - он стал мне по-человечески близок и понятен. Хотелось всмотреться в его внутренний мир, как в зеркало, в котором частично отражалась и моя суть. Щепкин для меня - пластический камертон. Забыть его мажорное звучание - значит, изменить своим творческим принципам, человеческим идеалам. Рад, что часть моей «щепкинианы» была приобретена в Дом-музей М.С.Щепкина на улице Щепкина. Это филиал Театрального музея имени А.Бахрушина. И большая честь для меня видеть целую серию своих работ в его собрании.

 

В поисках образа

 Среди наших земляков-современников немало талантливых деятелей искусства. В их числе уроженец села Гуево Суджанского района заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Тарасенко. Он давно живёт и работает в столице, помимо занятий скульптурой преподаёт в Московском государственном академическом институте имени В.И. Сурикова. Профессор А.Тарасенко в своё время окончил это учебное заведение, из стен которого вышла вся художественная элита России.

 

Обладатель Серебряной медали и Почетного диплома Российской академии художеств, он широко известен в профессиональной среде. В апреле 2006 года «Курская правда» познакомила читателей с даровитым скульптором. И вот появился повод снова встретиться с Александром Васильевичем в Москве, в его персональной мастерской. Просторное помещение стало как будто теснее — творений ваятеля значительно прибавилось. Автор сохраняет все свои работы – и эскизы, и маленькие отливки, и уменьшённые копии реализованных в материале проектов. Получилась внушительная коллекция, включающая около двухсот станковых и монументальных произведений, за которыми стоит титанический труд. Крупные скульптуры, автором которых является А.Тарасенко, украшают улицы Москвы, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Петропавловска-Камчатского. Часть работ приобретена известными музеями и, что особенно отрадно, — Государственной Третьяковской галереей.

 

 Творчески напряжённым и результативным выдался для Тарасенко 2009 год. На Ленинградском проспекте открыта мемориальная доска с рельефным изображением генерального конструктора систем ПВО СССР, Героя Социалистического Труда академика Александра Андреевича Расплетина.

 

 Важной вехой в биографии скульптора стало участие во Всероссийском конкурсе на лучшее воплощение образа поэта Бориса Пастернака. В творческом соревновании участвовало около тридцати профессиональных ваятелей. Победителем назван Зураб Церетели. Иного решения жюри и не ожидалось, ведь Зураб Константинович – признанный мэтр международного уровня, к тому же – президент Российской академии искусств. А вот второе место, присуждённое Александру Тарасенко и работавшему с ним в паре архитектору Константину Федотову, — несомненный успех этих авторов.

 

 Вот он передо мной, словно живой, Борис Пастернак с книгой в руке, идущий по дороге и погружённый в тяжёлые раздумья. Его гипсовая фигура динамична, как и многие другие скульптуры, разместившиеся в мастерской. Динамика, как я её ощущаю, — символ непокорённого характера и судьбы, выпавшей на долю крупнейшей литературной личностиXXстолетия.

 

 Как же создавалась эта работа, точнее говоря, образ для воплощения его в материале? Александр Тарасенко рассказал: он много читал самого Пастернака и литературу о нём, чтобы проникнуться мыслями нобелевского лауреата. В постижении сути героя особенно помогла книга «Москва Пастернака» (авторы А.Сергеева-Клятис и В.Смолицкий).

 

 Памятник планировали установить в 2010 году на улице Волхонке, где прошла юность Б.Пастернака. Однако, несмотря на авторитет победителя конкурса, открытие монумента откладывается на неопределённое время. Как сказано в пресс-релизе, «из-за недофинансирования работ». Что уж говорить о ваятелях, не имеющих влиятельных покровителей. Александр Васильевич не понаслышке знает, с каким трудом пробивают дорогу в жизнь проекты возведения памятников, даже признанных на конкурсах лучшими. Иные из его работ так и не появились для всеобщего обозрения.

 

 Как и раньше, создателя привлекают сильные характеры, неординарные личности, самородки, умножившие могущество России. Мастер неоднократно возвращался к могучему образу выдающегося актёра М.С. Щепкина, монументально воплощённому в памятнике из бронзы в уютном дворике Щепкинского театрального училища, ныне института. По мнению авторов искусствоведческой книги «Рукотворная память Москвы», «памятник М.С. Щепкину, несомненно, один из самых сильных каменных изображений по своей образной выразительности».

 

 Из последних творений – уменьшённые гипсовые фигуры поэта О.Мандельштама, композитора А.Алябьева. Обращает на себя внимание изваяние Николая Александровича Алексеева (двоюродного брата К.С. Станиславского), купца-благотворителя, московского головы на стыке 19-го и 20-х веков. Выполненное по заказу нынешнего правительства Москвы изваяние А.Тарасенко выставил в ноябре на Всероссийской выставке скульптуры в Саранске.

 

 Если обобщить сказанное, то нужно подчеркнуть главное: достижения Александра Васильевича Тарасенко входят составной частью в художественное творчество отечественных ваятелей. Его портреты с экспресс-информацией или текстовые материалы представлены в энциклопедиях, справочнике «Скульпторы Москвы» (2007).

 

 Любимая работа, конечно, суть человеческих устремлений. Но для подпитки чувств нужны неиссякаемые источники. Для Александра Васильевича это связь с малой родиной – в Гуево находится его дом, куда он приезжает не менее двух раз в году. Приезжает, чтобы обмякнуть душой, набраться свежих сил для творчества.

 

 Тамара ГРИВА.

 Москва – Курск.