Меню


Художник Фёдор Панфилович Нестеров

(17.09.1877 - 1966)
   Творчество художника посвящено простым русским людям, из среды которых он вышел и между которыми прожил жизнь. Среди работ есть сложные композиции. Их сюжеты просты, но это чарующая простота. Он умел раскрывать красоту и поэзию в простом и повседневном. Задушевность и искренность - самые привлекательные черты его творчества. Вот почему среди работ нет таких, мимо которых можно пройти равнодушно. Каждый, пусть несложный сюжет раскрыт так ощутимо и правдиво, что зритель чувствует себя соучастником всего увиденного. Строгий рисунок, неброский колорит и законченность, - основные качества техники его живописи.

    Художник Ф.П. Нестеров родился в 1877 году в деревне Мащено (ныне Денисово) Тульской губернии. Шести лет остался круглым сиротой, а двенадцати - был отдан «в ученье» в иконописную мастерскую.

    В это же время в нем пробудилась страсть к живописи, и он в 1898 году добивается зачисления в Пензенское художественное училище. Ему посчастливилось учиться у замечательного художника К.А Савицкого, возглавлявшего это училище.

    В 1903 году Нестеров поступает в Академию художеств, где учится у И.Е. Репина и П.П. Чистякова, которые привили будущему живописцу основы реалистического мастерства. В 1913 году Нестеров успешно окончил Академию. В этом же году получил звание художника за картину «Встреча св. Варлаама Хутынского с Новгородским митрополитом Антонием». Еще во время учебы он был участником всех академических выставок, а после её окончания - выставок «Товарищества петроградских художников». Для них художник напряженно работал над бытовыми сценами городских окраин, портретами эскизами. На последней выставке этого объединения в 1918 году ему была присуждена вторая премия. Работы этого периода попали в частные собрания. В1916 году художника мобилизовали в армию. После Октябрьской революции он оформлял рабочие клубы, писал портреты деятелей революции.

   В конце 1918 года Наркомпрос направил Нестерова из голодающей Москвы в город Суджу в качестве учителя. Из-за разрухи школы были закрыты, и художника послали в село Лебедевку, откуда весной 1919 года он перебрался в село Русское Поречное. В этих селах он написал немало портретов с крестьян. Зимой 1919 года решением Суджанского уисполкома Нестерова мобилизовали для художественного оформления города. В течении пяти лет к каждому революционному празднику он оформлял здания советских учреждений и колонны демонстрантов, писал портреты вождя революции. Художник участвовал в проектировании первого театрального здания в г. Судже, а после его возведения расписал портал сцены и создал несколько панно для фойе. Им же была оформлена открытая сцена в городском саду. Помимо работы по заданию уисполкома, художник находил время отдаваться творчеству. 

   В 1923 году Федор Панфилович переехал в Москву, откуда каждое лето до 1929 года приезжал в Суджу. Над серией «Куряне» художник начал работать в 1919 году, ежегодно пополняя её новыми работами. Серия «Беспризорники» создана в 1925 году, когда в Суджанский детский дом собирали беспризорных подростков со всей области.

   Серия «Куряне» пользовалась постоянным вниманием у посетителей выставки. Привлекала красочность, свободная и вместе с тем изящная манера исполнения и глубокая социально-психологическая характеристика крестьянства первых трудовых и тревожных послеоктябрьских лет.

   Спокойствием, силой и мудростью исполнен облик коренного курского «Крестьянина». И кто поверит, что только год назад, в 1918 году, он вернулся с германского фронта. От солдата в нем ничего не осталось - он снова крестьянин.

    Надолго запоминается покорное, несущее следы непосильного труда лицо «Крестьянки».
 Ее изможденность подчеркивается рядом висящим портретом «Молодухи», полной сил и здоровья. Живописная «Девушка» была написана на Забродке. Тогда в пригородах Суджи многие девушки одевались по-деревенски. Носили сарафан, а голову прикрывали платком - «домиком». Как в «Курянах» так и в других сериях, много интересных работ, но в газетной статье невозможно остановиться на каждой из них.

   У серии «Беспризорники» посетители задерживались подолгу. Привлекали живописный темперамент и колоритность полотен. Но больше всего привлекала правдивая передача психологии этих подростков. Сколько человеческого достоинства, задора, независимости и презрения к мещанскому благополучию в фигурах и на лице «Вожака» и «Рядового»!

    Так выразительно мог показать беспризорников только художник, искренне полюбивший их. И в самом деле, он восторгался их умом, сметкой, предприимчивостью. Он верил, что здоровое начало возобладает в них. Художник оказал прав.

    Нестеров прожил долгую жизнь, он скончался в 1966 году. За шестьдесят лет творческой жизни он создал целую галерею портретов своих современников. Перед нами проходят образы передовых советских людей, разных возрастов, профессий, характеров. В каждом портрете видишь стремление художника к раскрытию психологического содержания и мироощущения оригинала.

    Заслуженный деятель искусств РСФСР М.П. Сокольников так охарактеризовал значение выставки: «Выставка поможет оценить своеобразие Нестерова, понять глубокие корни его любви к Родине и ее народу, гуманизм художника, его светлые, добрые чувства, наконец, его широкий круг восприятия жизни».

    К 100-летию со дня рождения Нестерова Фёдора Панфиловича в городе Суджа открыта мемориальная доска на доме. где жил художник.