Меню


Пряжевская икона Божьей Матери

   Пряжевская икона Божьей Матери названа по селу Пряжев, расположенному недалеко от Житомира (Украина).
   Явление и прославление Пряжевской иконы Божией Матери относится к концу XVII и началу XVIII века. Не сохранилось об этом письменных документов, но о древности иконы можно заключить из надписей на старых церковных книгах.       Отсутствие документов о храме и его святыне объясняется тем, что в XVIII веке храм с чудотворною иконою принадлежал униатам и только 28 октября 1794 года возвращен православным.

    Перед уничтожением унии какой-то католический патер приезжал в село Пряжев, неподалеку от Житомира, и хотел увезти с собою чудотворную икону; но едва проехал он 4 версты, как остановились лошади и никакие усилия людей не могли двинуть их с места. Случайно взглянул патер на икону, которую держал в руках, и заметил на лике Пресвятой Богородицы как бы влагу от слез; он понял, что его замыслы противны Богу, и немедленно приказал ямщику ехать обратно в Пряжев. Святую икону он поставил на прежнее место в церкви. На ней была медная риза, по скудости средств Пряжевского храма. Но в 1864 году императрица Мария Александровна прислала на Пряжевскую икону серебряную ризу с драгоценными камнями.


   Для восстановления древнего обычая износить Пряжевскую икону Богоматери в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворною иконою в Житомир, где образ пребывал в главном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

р

    Такой же обычай совершать длительные крестные ходы с Пряжевской иконой утвердился в Курской епархии, где в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре находился список (копия) чудотворной иконы.

 Пряжевская икона Богоматери особо почиталась в Белогорской Николаевской пустыни, основанной в конце XVII века.
   Большие размеры иконы позволяют считать, что монахи, основатели Горнальского Белогорского монастыря, покидая прежнюю разоренную татарами обитель – Острогожский Дивногорский монастырь Воронежской губернии - вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. 

   По преданию, Пряжевская икона обретена по подсказке иконописца Ивана Белого, которому было открыто свыше, что за иконостасом Николаевского храма хранится писаная на полотне икона Божией матери. Он должен ее достать и обновить, но, не прикасаясь к ликам Приснодевы и Предвечного Младенца.
   Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: «Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году».

   Хранившаяся в Белогорском монастыре святая икона в день Вознесения крестным ходом переносилась в заштатный город Мирополье, где оставалась до второго дня праздника Пресвятой Троицы.
   Крестный ход был установлрен в 1867 году в память о спасении Государя Александра Николаевича от злодейского покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года. 
   С 1890 года, проводился еще один крестный ход с Пряжевской Иконой Божией Матери в город Суджу и ближайшие с ним селения - в честь спасения Августейшей семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года.

  Где находилась икона Божией Матери после разорения монастыря, неизвестно. Второе её обретение состоялось в 1996 году. При инвентаризации в Свято-Троицком храме города Суджи на иконе, числящейся в описи, как , было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, является иконой Божией Матери Пряжевская.
   В 2001 году молитвами верующих Николаевский Белогорский монастырь возвращён Православной Церкви. Сегодня обитель возрождается, возобновлены и крестные ходы с чудотворной Пряжевской иконой в украинское Мирополье. Это, пожалуй, единственный крестный ход, совершаемый за границу России.
   По традиции, после богослужения в Свято-Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники направляются на границу с Россией – встречать Пряжевскую икону Богоматери.
   В это же время, Крестный ход с чудотворным образом из Суджы, где икона хранится в Свято-Троицком соборе, также направлялся к границе с Украиной. 

р
   Деревянный мостик, соединяющий православных на границе, и пограничники - вновь по милости Божией становятся свидетелями духовного единения русских и украинцев!
   После молебна в Свято-Никольском соборе архиерейского подворья и монастырской трапезы, еще более многочисленный Крестный ход, возглавляемый двумя Владыками направляются к границе, чтобы проводить икону Пресвятой Богородицы в Горнальский Свято-Николаевский Белогорский монастырь.
   За многие часы молитвенного пути Крестным ходом пройдено почти 40 километров. И это необычное событие, духовно объединившее так много народа, становится торжеством нашей Веры, для которой не может быть границ, установленных князьями мира сего.