Меню




Грозные МиГи стартовали с суджанской земли

   12 января 1893 года, в деревне Рубанщина родился один из создателей легендарных самолетов "МиГ" Михаил Иосифович Гуревич. Здесь он провел первые годы жизни. Отец будущего конструктора был механиком – человеком редкой по тем временам профессии, известным и почитаемым в округе. Он заметил и сумел развить у пытливого сына рано пробудившийся интерес к технике.

   Первоначальную грамоту мальчик постигал дома, а затем был определен в Ахтырскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1910 году.

  Вскоре Михаил поступает на физико-математический факультет Харьковского университета. Но студенческая жизнь длилась недолго: через год его исключили из университета за активное участие в акциях протеста против политики самодержавия.

  Желая продолжить образование, в 1912 году Михаил Гуревич едет во Францию и поступает на факультет математики в университет города Монпелье. Однако Первая мировая война помешала завершить образование. 

   И только в начале 1917 года Гуревич смог, наконец, продолжить учебу, на этот раз - в Харьковском технологическом институте. Именно здесь Михаил, слушая лекции по воздухоплаванию, которые читали ученики Жуковского, проникся горячей любовью к авиации и пронес ее через всю свою жизнь.

   Окончив в 1925 году институт и пройдя сложнейший конкурсный отбор, он попадает в бюро известного французского авиаконструктора Поля Ришара, перед которым была поставлена задача создать первые советские гидросамолеты. Здесь Михаил Гуревич обретает опыт конструирования самолетов.

   В 1937 году Михаил Иосифович Гуревич в конструкторском бюро известного авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова, начинает работать   над несколькими опытными самолетами, в том числе над "И-200" - проектом будущего "МиГа".

   С 1939 года на базе "поликарповского" КБ был образован новый Опытный конструкторский отдел, руководителем которого был назначен Артем Иванович Микоян, а его заместителем был назначен Гуревич. Между Микояном и Гуревичем сразу установились деловые отношения. Они совместно начинают работать над проектом сверхскоростного истребителя-моноплана.

   Известный английский авиационный журналист Вильям Грин писал, что содружество Микояна и Гуревича оказало "значительное влияние на ход развития русской истребительной авиации в течение ближайших двадцати пяти лет". 5 апреля 1940 года прошли испытания первенца нового КБ - истребителя ("МиГ-1"), который стал одним из боевых самолетов нового поколения, созданных и принятых на вооружение накануне войны. 1 мая 1940 года, завершая воздушный парад, над Красной площадью столицы пронеслись, вызвав удивление и восторг, новые скоростные советские самолеты "МиГ".

   Высокоскоростной истребитель "МиГ-3" (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"), предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, нашел широкое применение на фронтах Второй мировой. "МиГ-3" по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел зарубежные аналоги.

После войны коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолетов. Уже 14 апреля 1946 года прошли испытания на первом серийном отечественном реактивном самолете "МиГ-9". Но мировую славу его творцам принес истребитель "МиГ-15".

С 1957-го по 1964 год Михаил Иосифович Гуревич был главным конструктором в опытно-конструкторском бюро Артема Ивановича Микояна. Михаил Иосифович удостоен 5 Сталинских и Ленинской премий. В 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Эти многочисленные, по праву заслуженные признания и награды достаются далеко не каждому человеку. Мы гордимся тем, что Михаил Иосифович Гуревич, этот выдающийся человек, много сделавший для советского и российского самолетостроения, защиты Отечества, наш земляк.

Наш земляк скончался в 1976 году в Ленинграде.

16 июня 2009 года в селе Рубанщина была открыта мемориальная доска памяти Михаилу Иосифовичу Гуревичу. На церемонии присутствовали: советник Генерального директора российской самолетостроительной корпорации "МиГ" Ованес Артемович Микоян и начальник опытно-конструкторского бюро российской корпорации самолетостроительной корпорации "МиГ"Алексей Георгиевич Литвинович.